Header Image

Структура материальной мотивации в украинских компаниях

12.09.2019

При найме сотрудников, многие компании продолжают устанавливать оклады вместо того, чтобы сразу с первого дня работы замотивировать человека на результат. Если в компании присутствует система мотивации на основе KPI, то новый сотрудник «получает» установленные критерии оценки своей эффективности. Однако, для украинских компаний, это скорее исключение, чем закономерность. Я вот задумалась о структуре материальной мотивации в украинских компаниях и, думаю, коллегам HR’ам будет очень интересна эта тема.

Я сотрудничаю с компаниями из разных городов страны и разных сфер деятельности, анализируя результаты опросов сотрудников компаний, я могу выделить некоторые тенденции:

  1. Очень много сотрудников в компании «сидит» на окладах. Причем, часто, эти сотрудники либо из прибылеобразующих подразделений, либо отвечают в компании за ключевые бизнес-процессы.
  2. Сотрудникам отделов продаж бонус выплачивается либо за выполнение плана, либо как % от товарооборота. Других критериев бонусирования нет.
  3. ТОП-менеджмент компании не может сформулировать полный список льгот и компенсаций, предоставляемый сотрудникам, не знают общего бюджета ФОТ со всеми затратами на персонал, расходы на персонал не категоризируются для разных уровней должностей.
Структура материальной мотивации

Уважаемая компания Hay Group, которая входит в состав международной консалтинговой группы Korn Farry, в конце 2018 года анонсировала свои результаты исследования структуры  материальной мотивации в Украине.

Структура материальной мотивации: структура совокупного дохода

Формула структуры материальной мотивации

Получается, что по данным исследования, формула структуры мотивации выглядит так:

Формула структуры ЗП

На мой взгляд, это оптимальная формула для разработки основы структуры совокупного дохода сотрудников. Важно корректно рассчитать соотношение всех частей мотивации для конкретных должностей.

Доля твердого оклада и переменной части в общей сумме заработной платы

Из исследования мы можем видеть долю твердого оклада (постоянная часть) и вознаграждения (переменная часть) в совокупном доходе работников компаний в следующих % (округленно):

Доля оклада в сумме заработной платы
Насколько эффективно такое соотношение? Возможно, украинские компании не эффективно выстраивают свою систему материальной мотивации для сотрудников? Я считаю, что стоит внести корректировки.

При определении доли твердого оклада и переменной части целесообразно руководствоваться и учитывать следующие аргументы:

  1. Степень влияния сотрудника на достижение целей компании.
  2. Степень влияния сотрудника на получение прибыли.
  3. % административных обязанностей в функционале сотрудника.
  4. Пожелания Собственника.
  5. Наличие ярко выраженной сезонности в работе компании.
  6. Квалификацию сотрудника(ов), занимающего(их) конкретную должность.
  7. Рекомендации консалтинговых компаний, которые занимаются разработкой систем мотивации в компаниях-лидерах рынка.
  8. Цели и задачи сотрудника/должности.

При разработке систем мотивации я рекомендую придерживаться следующих соотношений долей постоянного оклада к переменной части совокупного дохода работников:

 Доля оклада в заработной плате

Если Вам есть чем оппонировать, буду рада дискуссии. Оставляйте комментарии к статье.

Часто встречаю в компаниях, когда несколько сотрудников, занимающие одинаковую должность, и работающие в одном отделе, имеют одинаковую систему мотивации, но разный совокупный доход. Ничего, если бы это были торговые менеджеры, так нет же, это бухгалтера, или логисты, или операторы, выполняющие одинаковую работу и одинаковый объем работ.

Такое положение дел приемлемо, если в компании присутствует два четко определенных фактора:

  1. Наличие ежегодной оценки/аттестации персонала, где по результатам каждому сотруднику предоставляется четкая обратная связь.
  2. Если сотрудники, занимающие одну должность, имеют существенно отличный объем работ.

Нельзя устанавливать разные доходы одинаковым работникам потому, что  «так договорились». Это приведет к негативным последствиям, как для репутации компании, так и для управления такими работниками.

Виды бонусов сотрудникам

По результатам исследования Hay Group, в украинских компаниях встречаются следующие виды  бонусов сотрудникам:

Структура материальной мотивации: бонусы в заработной плате

Выделили также показатели, которые определяют размер бонуса:

Структура материальной мотивации: показатели бонуса в заработной плате

!!! Уверена, Вы согласитесь, что целесообразно платить бонус сотрудникам по результатам работы, основываясь на финансовых показателях их работы.

Мне показалось весьма интересным также исследование комиссий от продаж в украинских компаниях, а также периодичность их выплат.

Структура материальной мотивации: размер комиссионных выплат по результатам продаж

Структура материальной мотивации: частота выплат комиссионных от продаж

Какие критерии эффективности устанавливать сотруднику, занимающему конкретную должность, каждая компания определяет индивидуально. Хорошо, если в компании есть опытный HR, и он в состоянии разработать эффективные критерии, которые будут достижимы и понятны сотруднику, и которые легко рассчитать. Если же такого специалиста нет, то лучше обратиться к HR-консультанту за комплексной разработкой системы мотивации сотрудников компании.

В следующей статье поговорим о льготах и компенсациях. Попробуем разобраться, какие льготы и компенсации распространены в украинских компаниях.

Надеюсь, мои размышления по теме структуры материальной мотивации в украинских компаниях были Вам полезны.

Мотивируйте сотрудников правильно, и тогда будут результаты.


Другие статьи по теме:

Удержание сотрудников. Отток персонала за границу.

Прогноз изменений заработных плат в Украине в 2019 году.

Оплата функции HR в украинских компаниях.

Набор самых популярных льгот и компенсаций в украинских компаниях.



Добавить комментарий